Правила корпоративных закупок отличаются от контрактной системы либеральностью. В роли заказчиков здесь выступают естественные монополии, публично-правовые объединения и их дочерние фирмы. Нормы закона 223-ФЗ распространяются на заказы организаций, мажоритарными собственниками которых является РФ, регион или муниципалитет (доля более 50 %).Заказчики наделены широкими полномочиями в определении правил тендера.В полной мере это касается и обеспечения.
Наиболее распространенными требованиями к банкам-гарантам становятся:
На критерии оказало влияние длительное применение в закупочной деятельности статьи 74.1 НК РФ. Сейчас корпорации нередко утверждают собственные перечни банков. Претендентам на закупку предложено выбрать из списка любое финансовое объединение. Упоминание кредитной организации в тендерной документации снижает риск отклонения гарантии.
Основными отличиями обеспечения, предоставляемого в рамках корпоративной закупки, являются:
Специальной информационной базы для гарантий по закону 223-ФЗ не сформировано. Порядок проверки подлинности документа заказчик разрабатывает самостоятельно. Соответствующий раздел включают в положение о закупках.
В правилах проведения корпоративных тендеров нет жесткой привязки суммы обеспечения к начальной стоимости контракта. Заказчик определяет размер покрытия по собственному усмотрению. В большинстве случаев сумма варьирует в пределах 5-30 %.
Отраслевой закон не содержит императивных требований о включении банка в федеральный список. Документ может выдать любая кредитная организация с соответствующей лицензией.
Соответствующее правило закреплено п. 27 статьи 3.2 закона 223-ФЗ. Эта же норма ограничивает размер банковской гарантии на участие в закупках стоимостью более 5 миллионов. Покрытие не должно превышать 5 %.
Отсутствие четких предписаний нередко приводит к необоснованному ужесточению условий.Заказчикивводят дополнительные критерии, что вынуждает участников закупки пользоваться услугами конкретных банков. Такая политика негативно сказывается на доступности тендеров для малого бизнеса, препятствует развитию здоровой конкуренции.