Формирование механизма обеспечения государственных и муниципальных заказов началось с изданием закона 94-ФЗ от 21.07.05 года. Нормативный акт предусматривал три способа защиты от рисков. Участники могли представить полис страхования, оформить безотзывную банковскую гарантию или передать заказчику в залог дорогостоящее имущество.Сначала парламентарии решили отказаться от первого инструмента. Его заменили поручительством финансовой организации. Однако в 2012 году из закона были изъяты упоминания и об этом способе. После многочисленных преобразований в действие вступил новый регламент. Закон 44-ФЗ от 05.04.13 года сделал основным видом обеспечения банковскую гарантию.
Ключевые условия установлены статьей 45 закона № 44-ФЗ. Наиболее важным из них считается запрет на отзыв. Банк не вправе отказаться от исполнения обязательств в течение всего срока действия документа.
Условие о предоставлении участниками закупки обеспечения устанавливает заказчик в тендерной документации. Разработка положений производится с опорой на статьи 44 и 96 закона 44-ФЗ. Традиционно в закупочном извещении отражают порядок предоставления трех видов гарантий:
Согласно статье 44 закона 44-ФЗ обеспечение заявки на тендер является обязательным, если начальная цена контракта 5 миллионов рублей и выше. Однако правительственным постановлением № 439 от 12.04.2018 планка снижена в 5 раз. Такое расхождение вызывало многочисленные споры. Точку в дискуссии поставил Минфин России. Ведомство опубликовало письмо № 24.06.08/70718 от 02.10.2018 года. В документе указано на дополняющий характер подзаконного акта. Обязанность включать требование об обеспечении заявки возникает при цене контракта в 1 миллион рублей и выше. Если стоимость тендера ниже, решение по предоставлению обеспечения тендерной заявки оставляют на усмотрение заказчика.
Обязательство банка должно оставаться действительным в течение 2 месяцев со дня завершения регистрации претендентов. Размер покрытия зависит от стартовой стоимости заказа. Для контрактов от 1 до 20 миллионов рублейсумма обеспечения устанавливается в размере 0,5 – 1 % начальной цены(письмо Минфина РФ № 24-02-05/34911 от23.05.2018 года). Кандидаты на заказ с большей стоимостью обязаны предъявить гарантию на 0,5 – 5 %.Точный размер устанавливает заказчик. Его можно увидеть в тендерном извещении.
Гарантии на исполнение контракта и возврата аванса предоставляются с учетом правил статьи 96 закона 44-ФЗ. Период действия обязательства банка должен не менее чем на 1 месяц превышать срок основного договора. Размер покрытия варьирует в рамках 5 – 30 % от итоговой стоимости заказа. Если в рамках тендерной процедуры предполагается выплата аванса свыше 30 %, гарантия предоставляется на всю перечисленную принципалу сумму.
Жестко оговорено нормативным актом и содержание документа:
В отдельных случаях может предусматриваться право заказчика списывать средства со счета гаранта в бесспорном порядке. Реализуется такой механизм, если банк не выполнил требование об оплате в течение 5 суток.А вот включать в текст условие о предоставлении вступивших в силу судебных актов или приемо-сдаточных документов запрещено. Это правило обусловлено не акцессорным характером обязательства. Банк должен выполнить свои обещания, не вдаваясь в подробности взаимоотношений участников договора.
Дополнительные требования содержатся в правительственном постановлении № 1005 от 08.11.2013 года. Если документ оформляется на бумажном носителе, все листы прошивают и нумеруют.
Объем закупок в стране постоянно растет. Ежегодно в рамках закона 44-ФЗ размещают заказы на десятки триллионов рублей. Только в 2017 году рынок увеличился на 13 %. При этом сегмент продолжает расти. Внушительный оборот привлекает не только добросовестных коммерсантов, но и мошенников. Инструментом борьбы со злоупотреблениями стали специальные реестры.
Так, Министерство финансов РФ формирует единую базу кредитных организаций, наделенных правом выдавать гарантии по правилам статьи 45 закона 44-ФЗ. Требования к таким объединениям устанавливает Правительство России. В постановлении № 440 от 12.04.18 года указаны следующие критерии:
Перечень публикуется на официальном сайте министерства и актуализируется еженедельно. Изменения вносятся на основе сведений ЦБ РФ. Ознакомиться со списками можно бесплатно любому пользователю мировой сети.
Другим инструментом защиты является реестр банковских гарантий. Единая информационная база появилась в 2014 году. Она стала ответом на массовую фальсификацию – порядка 80 % документов об обеспечении оказывались подложными. Недобросовестные банки выдавали гарантии без надлежащей проверки, что приводило к повсеместному срыву государственных заказов. Сейчас подобная практика пресечена. Сведения о каждом новом обеспечении кредитная организация включает в единый реестр. На исполнение предписания отведен всего 1 рабочий день. Система не только защищает от подделки документов, но и дает возможность отслеживать общий объем обязательств банков.
В реестр включают сведения обо всех гарантиях, выданных в рамках закона 44-ФЗ. Фиксации подлежат сумма в рублях, дата, срок действия, указание сторон, а также ссылка на тендер и уникальный идентификационный номер. С июля 2018 года база данных перестала быть публичной (ч. 8.1 ст. 45 закона № 44-ФЗ). Это существенно снизило общественный контроль закупок. Ранее указание на наличие банковской гарантии рассматривалось в качестве дополнительного свидетельства финансовой стабильности участника. Теперь для проверки заказчики делают запрос к системе. Заявка оформляется в личном кабинете на сайте ЕИС. Соответствующий порядок закреплен правительственным постановлением № 1005 от 08.11.13 года.