Порядок применения банковских гарантий в контрактной системе

Формирование механизма обеспечения государственных и муниципальных заказов началось с изданием закона 94-ФЗ от 21.07.05 года. Нормативный акт предусматривал три способа защиты от рисков. Участники могли представить полис страхования, оформить безотзывную банковскую гарантию или передать заказчику в залог дорогостоящее имущество.Сначала парламентарии решили отказаться от первого инструмента. Его заменили поручительством финансовой организации. Однако в 2012 году из закона были изъяты упоминания и об этом способе. После многочисленных преобразований в действие вступил новый регламент. Закон 44-ФЗ от 05.04.13 года сделал основным видом обеспечения банковскую гарантию.

Стандартные требования к банковской гарантии

Ключевые условия установлены статьей 45 закона № 44-ФЗ. Наиболее важным из них считается запрет на отзыв. Банк не вправе отказаться от исполнения обязательств в течение всего срока действия документа.

Условие о предоставлении участниками закупки обеспечения устанавливает заказчик в тендерной документации. Разработка положений производится с опорой на статьи 44 и 96 закона 44-ФЗ. Традиционно в закупочном извещении отражают порядок предоставления трех видов гарантий:

  • на участие в конкурсной процедуре;
  • на исполнение победителем контракта;
  • на возврат аванса.

Согласно статье 44 закона 44-ФЗ обеспечение заявки на тендер является обязательным, если начальная цена контракта 5 миллионов рублей и выше. Однако правительственным постановлением № 439 от 12.04.2018 планка снижена в 5 раз. Такое расхождение вызывало многочисленные споры. Точку в дискуссии поставил Минфин России. Ведомство опубликовало письмо № 24.06.08/70718 от 02.10.2018 года. В документе указано на дополняющий характер подзаконного акта. Обязанность включать требование об обеспечении заявки возникает при цене контракта в 1 миллион рублей и выше. Если стоимость тендера ниже, решение по предоставлению обеспечения тендерной заявки оставляют на усмотрение заказчика.

Обязательство банка должно оставаться действительным в течение 2 месяцев со дня завершения регистрации претендентов. Размер покрытия зависит от стартовой стоимости заказа. Для контрактов от 1 до 20 миллионов рублейсумма обеспечения устанавливается в размере 0,5 – 1 % начальной цены(письмо Минфина РФ № 24-02-05/34911 от23.05.2018 года). Кандидаты на заказ с большей стоимостью обязаны предъявить гарантию на 0,5 – 5 %.Точный размер устанавливает заказчик. Его можно увидеть в тендерном извещении.

Гарантии на исполнение контракта и возврата аванса предоставляются с учетом правил статьи 96 закона 44-ФЗ. Период действия обязательства банка должен не менее чем на 1 месяц превышать срок основного договора. Размер покрытия варьирует в рамках 5 – 30 % от итоговой стоимости заказа. Если в рамках тендерной процедуры предполагается выплата аванса свыше 30 %, гарантия предоставляется на всю перечисленную принципалу сумму.

Жестко оговорено нормативным актом и содержание документа:

  • размер покрытия;
  • обеспечиваемое обязательство принципала;
  • условие о ежедневной оплате банком неустойки в 0,1 % при просрочке перечисления средств;
  • оговорка о моменте фактического исполнения (дата зачисления денег на счет бенефициара);
  • срок действия гарантии;
  • отлагательные условия об обеспечении обязательств принципала, возникших в рамках основного контракта;
  • перечень документов, предоставляемых бенефициаром для получения выплаты.

В отдельных случаях может предусматриваться право заказчика списывать средства со счета гаранта в бесспорном порядке. Реализуется такой механизм, если банк не выполнил требование об оплате в течение 5 суток.А вот включать в текст условие о предоставлении вступивших в силу судебных актов или приемо-сдаточных документов запрещено. Это правило обусловлено не акцессорным характером обязательства. Банк должен выполнить свои обещания, не вдаваясь в подробности взаимоотношений участников договора.

Дополнительные требования содержатся в правительственном постановлении № 1005 от 08.11.2013 года. Если документ оформляется на бумажном носителе, все листы прошивают и нумеруют.

Система безопасности

Объем закупок в стране постоянно растет. Ежегодно в рамках закона 44-ФЗ размещают заказы на десятки триллионов рублей. Только в 2017 году рынок увеличился на 13 %. При этом сегмент продолжает расти. Внушительный оборот привлекает не только добросовестных коммерсантов, но и мошенников. Инструментом борьбы со злоупотреблениями стали специальные реестры.

Так, Министерство финансов РФ формирует единую базу кредитных организаций, наделенных правом выдавать гарантии по правилам статьи 45 закона 44-ФЗ. Требования к таким объединениям устанавливает Правительство России. В постановлении № 440 от 12.04.18 года указаны следующие критерии:

  • собственный капитал не менее 300 миллионов рублей;
  • кредитный рейтинг BB-(RU) и выше по классификации рейтингового агентства АКРА и (или) не ниже уровня «ruB-» по шкале «Эксперт-РА».

Перечень публикуется на официальном сайте министерства и актуализируется еженедельно. Изменения вносятся на основе сведений ЦБ РФ. Ознакомиться со списками можно бесплатно любому пользователю мировой сети.

Реестр банковских гарантий

Другим инструментом защиты является реестр банковских гарантий. Единая информационная база появилась в 2014 году. Она стала ответом на массовую фальсификацию – порядка 80 % документов об обеспечении оказывались подложными. Недобросовестные банки выдавали гарантии без надлежащей проверки, что приводило к повсеместному срыву государственных заказов. Сейчас подобная практика пресечена. Сведения о каждом новом обеспечении кредитная организация включает в единый реестр. На исполнение предписания отведен всего 1 рабочий день. Система не только защищает от подделки документов, но и дает возможность отслеживать общий объем обязательств банков.

В реестр включают сведения обо всех гарантиях, выданных в рамках закона 44-ФЗ. Фиксации подлежат сумма в рублях, дата, срок действия, указание сторон, а также ссылка на тендер и уникальный идентификационный номер. С июля 2018 года база данных перестала быть публичной (ч. 8.1 ст. 45 закона № 44-ФЗ). Это существенно снизило общественный контроль закупок. Ранее указание на наличие банковской гарантии рассматривалось в качестве дополнительного свидетельства финансовой стабильности участника. Теперь для проверки заказчики делают запрос к системе. Заявка оформляется в личном кабинете на сайте ЕИС. Соответствующий порядок закреплен правительственным постановлением № 1005 от 08.11.13 года.